Привет, меня зовут Аня и эта история про мой первый опыт гештальт-терапии. 

В гештальте я с февраля. Мы с моей терапевткой встречаемся раз в неделю.

Предыстория

Несколько лет назад я впервые обратилась за психологической помощью. Тогда мне диагностировали депрессию. Её лечением я занималась около двух лет. За это время я обращалась к нескольким психиатрам и психотерапевтам. Все эти взаимодействия были в разной степени неудачными. 

Общение с некоторыми специалистами ограничивалось одной сессией. Они обесценивали мои переживания и давали советы: «‎Ходи на лыжах, не читай грустные книжки, работай побольше…». Это было крайне непрофессионально и никак мне не помогало. Желания продолжать такую терапию у меня не было.

Психоанализ и его ограничения

С двумя терапевтками у меня сложились длительные отношения: 4-5 месяцев. Обе они практиковали психоанализ. К сожалению, в обоих случаях терапия оказалась для меня бесполезной.

Обычно на сессиях я по просьбе терапевтки долго пересказывала события своей жизни. Особой обратной связи я не получала. У меня возникало ощущение, что я разговариваю со стенкой.

Главная проблема психоанализа

Для меня она в том, что психотерапевт (психоаналитик) слабо вовлечен в процесс. Он просто слушает клиента и изредка задает какие-то вопросы. Ставка в психоанализе делается не на полноценное взаимодействие терапевта и клиента, а на перенос. Перенос – это проецирование ранее пережитых чувств на аналитика. Например, клиент бессознательно злится на отца. Задача психоанализа – дать клиенту испытывать эту злость по отношению к терапевту. Чтобы у клиента случился перенос, психоаналитик должен быть как можно более нейтральным. Для клиента он остаётся чистым листом.  

Мне же, по всей видимости, был важен реальный человеческий контакт. Я не замечала ни малейшего изменения или инсайта. В обоих случаях я разочаровывалась и уходила из терапии спустя несколько месяцев. Прогресса не было, хотя каждая сессия стоила недешево. 

Почему именно гештальт-терапия? Удалось ли сразу найти специалиста

Я уже давно подумывала вернуться в психотерапию. Несмотря на негативный опыт, я не разочаровалась в психотерапии в целом. В начале года я наконец решилась.

Поскольку раньше мне не везло со специалистами, я ожидала, что искать «своего» психотерапевта придется долго. Я настроилась на долгий путь и была готова искать. 

Для поиска психотерапевта я использовала сервис Alter. На сайте нужно заполнить небольшой опросник, чтобы алгоритм подобрал подходящих специалистов. Я проходила тест несколько раз, чтобы выборка была шире. Среди предложенных психотерапевтов я выбирала наиболее резонирующих и гуглила их. Мне было важно найти их соцсети и сайты, чтобы понять, насколько они адекватные люди. 

Я не была нацелена именно на гештальт-терапию. Ориентировалась в первую очередь на свои ощущения от анкеты специалиста. Мне кажется, что самое важное – найти своего человека. Только во время этого поиска я примерно поняла, чем гештальт отличается от всего остального.

В конце концов я выбрала специалистку, которая меня устроила. Ее консультации стоили дешево, что сначала меня смутило: разве психотерапия может быть дешевой? Но я решила попробовать, т.к. в любом случае была готова к долгому поиску того самого специалиста.

Мои сомнения оказались напрасны. Это было отличное попадание. У нас с терапевткой установился хороший контакт. Мне все нравится. Я постоянно ощущаю прогресс и почти проработала свои исходные запросы.

В чем разница: гештальт терапия и психоанализ. Что понравилось в сравнении с психоанализом

На контрасте с психоанализом, в гештальте мне понравилось абсолютно все! В первую очередь – активное вовлечение психотерапевта в процесс. Между терапевтом и клиентом устанавливается личный контакт. Терапевт постоянно задает уточняющие вопросы, что-то подмечает и дает обратную связь. Ты наконец ощущаешь, что говоришь не со стенкой, а с живым человеком.

Понравились также сами практики и структурированность работы. В психоанализе ты просто ложишься на кушеточку и говоришь все, что приходит на ум, смотря в стену. В гештальте же ты формулируешь запрос, а психотерапевт направляет ход сессии, задает вопросы, придумывает разные эксперименты. Моя терапевтка также вносит элементы арт-терапии и иногда просит меня что-то нарисовать или слепить.

Ещё один плюс гештальта в том, что психотерапевт в нём на равных с пациентом, насколько это вообще возможно в таких отношениях. В отличие от психоанализа, где психотерапевт занимает родительскую позицию.

Как работать с гештальт терапевтом? | Спокблог - говорим пока стрессу, тревоге и панике

Что такое гештальт-практика и как она проходит?

Обычно я прихожу с определенным запросом или наблюдением, а психотерапевтка предлагает мне эксперимент. Эксперименты могут выглядеть как обычный разговор с терапевтом, разыгрывание сцены или изображение чего-то на бумаге. 

Наиболее яркий эксперимент – монодрама. Клиент садится на стул и мысленно рассаживает на стулья вокруг себя других людей, участвующих в сцене: к примеру, начальника и раздражающего коллегу. Он поочередно пересаживается со стула на стул и примеряет на себя роли этих персонажей. Терапевт разговаривает с каждым из персонажей, задает вопросы. Эти персонажи могут также взаимодействовать друг с другом. Когда ты отыгрываешь роль другого человека, то переключаешься и смотришь на все с другого угла. Так легче заметить ранее не осознанные чувства и несостыковки в своей логике. 


По ходу любого эксперимента важно фиксировать свои эмоции и ощущения в теле, задавать себе вопрос: «что я чувствую сейчас?». Терапевт же подмечает внешние проявления эмоций, такие как выражение лица, изменения позы и голоса. Для меня это постоянный челлендж – обращать внимание на себя и свои ощущения. Мало кого из нас в детстве научили замечать и понимать свои эмоции. Но это умение – ключик к полноценной счастливой жизни.

Как работать с гештальт терапевтом?

Часто в ответ на мой рассказ терапевтка говорит о своих эмоциях и ощущениях в теле. Таким образом она:

– валидирует мои чувства («вижу, что вы грустите – мне тоже очень грустно слушать вашу историю, даже ком в горле встал»);

– обращает внимание на расхождение моих слов и транслируемых мной эмоций («вы рассказываете со смехом, но мне почему-то грустно – ваша история вовсе не кажется веселой»); 

– дает обратную связь по нашему терапевтическому процессу в конце сессии. 

В гештальте важна личность терапевта, он активно вносит себя в процесс. При этом, конечно, на сессии 95% времени отводится именно моим чувствам.

Весь терапевтический процесс направлен на то, чтобы клиент развивал свою осознанность, умел фокусироваться на себе и понимать, что с ним происходит и как ему исходя из этого действовать.

Плюсы и минусы гештальт-терапии. Что могу порекомендовать

В целом, мои впечатления очень положительные. Я могу порекомендовать гештальт-терапию, но с двумя оговорками:

– Нужно тщательно выбирать специалиста, искать «своего». Скорее всего, придется перебирать – как и с любыми людьми в жизни. Важно посмотреть в интернете, что пишет этот терапевт / что пишут о нем. Резонирует ли вам это? Не вызывает ли это отторжения? Точно понять, насколько вы друг другу подходите, можно за первые 1-3 сессии.

– Важны особенности запроса. Мои запросы в терапии – это не супер-острые проблемы. Во мне много энергии, и мне ничто особенно не мешает жить. Моя цель – просто становиться осознаннее и жить в лучшем контакте с собой.


Если же у вас действительно глубокая проблема – тяжелая депрессия, острое посттравматическое стрессовое расстройство, – то я была бы осторожна с гештальтом. С такими проблемами быстрее помогает когнитивно-поведенческая терапия. Для начала нужно обязательно обратиться к психиатру.